Дворцово-парковая усадьба Ораниенбаум

Дворцово-парковая усадьба Ораниенбаум

Хороший солнечный денек, поэтому отправляемся к Финскому заливу, чтобы познакомиться с усадьбой Ораниенбаум (в переводе - померанцевое дерево или апельсиновое дерево) . Путь в 40 км преодолеваем электричкой с Балтийского вокзала, и 5 минут пешком от станции Ораниенбаум-1, и показывается стена усадьбы (от Привокзальной площади идти по улице Петербургской, затем по Дворцовому проспекту). Часть этой местности была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум был конечной точкой Петергофской дороги и местом паромной переправы в Кронштадт, который виден уже отсюда. После опалы Меньшикова в 1727 году Ораниенбаум передавался морскому госпиталю. А в 1743—1762 годах Ораниенбаум становится резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Но сначала зайдем в Большой дворец, построенный по заказу Меньшикова. Современники отмечали роскошь загородной резиденции Светлейшего князя. Буфетная Столовая Малиновая гостиная Белый концертный зал Дежурная При Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – “Японский”, и внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

Ансамбль дворца дополняется Нижним садом с тремя фонтанами, к северной границе Нижнего сада подходил морской канал, связывающий дворец с Финским заливом, откуда приплывали по морю гости. Большой дворец продолжал использоваться и достраиваться при Елизавете Петровне, при «молодом дворе» престолонаследника Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы курировал Растрелли), а в начале правления Екатерины II перестроили террасы перед дворцом, создав систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад. Парк Павильон “Каменное зало” предназначался для проведения концертов, маскарадов и танцев в дни пребывания в Ораниенбауме великого князя Петра Федоровича, и его супруги – великой княгини Екатерины Алексеевны. Павильон Катальной горки. С павильона был выход на горку, где устраивались зимние катания и забавы. Здесь отмечались именины годовалого сына Екатерины Алексеевны, великого князя Павла Петровича. На высоте около около 20 метров находилась спусковая площадка, от которой шли 4 ската, один прямой и три волнообразные, подъем на которых выполнялся за счет инерции. Катались на специальных колясках, украшенных позолотой и выполненных в виде триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей. В павильоне были парадные комнаты – Круглый зал и два кабинета – Охотничий и Фарфоровый. Очень гармонично вписался в окружающую среду. Китайский дворец Китайский дворец располагается в глубине Верхнего парка и со всех сторон окружен зеленью. Он является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса “Собственной дачи” императрицы Екатерины II. Определение “собственный” в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Длительное время дворец именовался “Голландским домиком”. Лишь в 1774 году появляется название “Китайский дворец”, возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства. Жаль, что съемка во дворце запрещена, но его внутреннее убранство полностью противоположно внешней сдержанности. Поражает удивительно нарядный Стеклярусный кабинет, где все 12 полотен вышивались вручную и при игре света он выглядит причудливо сказочно с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью интерьеров. Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца. Они набраны из отечественных и “заморских” древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения, паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире. Это подлинное чудо восемнадцатого века.

Фото с сайта Петергоф

[caption id=“attachment_3088” align=“aligncenter” width=“1000”] d0796ab2a615bd54cea5e9d650f17e96 Стеклярусный кабинет,[/caption]

ba3993d77288269400a73cc540622761

28f372e7ab5f9ee587ce8660ee4d1979

d2db16f6711696a7508cf1c6bd0d20e6

Камень - скамья, первый камень дворцово-паркового комплекса “Собственная дача”. На стенке видна полустертая надпись «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».

Ораниенбаум это еще одна маленькая жемчужинка в ожерелье Петергофа.

Что рядом?

Кронштадт Морской собор

Петергоф

Стрельня

Популярные экскурсии в Санкт-Петербурге

comments powered by Disqus