История создания киностудии
Уже в первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными в Москве были два ателье - Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева, где было создано множество популярных у зрителей немых кинолент, которые сопровождались подписями на экране и музыкой таперов в зале.
Простота и доступность этого нового вида искусства оказались востребованы после революции 1917 года. Правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие кинопредприятия.
В первые годы советской власти перед государством стояло огромное количество важных задач, среди которых возрождение некогда цветущей киноиндустрии заняло одно из первых мест. Уже в 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР бывшие ателье А.Ханжонкова и И.Ермольева были переданы в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве соответственно Первой и Третьей кинофабрик. Но для того чтобы начать работу было необходимо иметь не только помещение, но и дорогостоящее оборудование, а также пленку, – все это практически погибло в годы Гражданской войны.
Первым фильмом, вышедшим на экране в результате этого слияния, стала картина директора новой киностудии - режиссера Бориса Михина - «На крыльях ввысь», рассказывающая о героизме советских летчиков и авиаконструкторов. На экраны фильм вышел 30 января 1924 года, и именно эту дату сегодня принято считать днем рождением «Мосфильма».
20 ноября 1927 года на Воробьевых горах в районе деревни Потылихи состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. А в начале февраля 1931 года состоялось торжественное открытие.
В 1931 году с Житной улицы все цеха и службы киностудии переехали в новый корпус на Ленинских (Воробьевых) горах.
Здание, строительство которого началось в 1927 году, было только первым из крупного комплекса построек, в которых должны были разместиться все цеха и службы. Студия должна была стать целым киногородом, в котором будет обеспечен полный и непрерывный цикл всего кинопроизводства. Здесь были предусмотрены склады декораций, бутафории и мебели, парк осветительной аппаратуры, малярно-художественные декоративные мастерские, актерские уборные и гримерные, режиссерские и монтажные комнаты, просмотровые залы, пошивочное ателье, столовая, медицинский кабинет, телефонная станция, пожарная служба и другие помещения.
1953 году было принято решение о резком расширении кинопроизводства.
На киностудии создано более 2000 полнометражных фильмов, на которых выросло не одно поколение кинозрителей. В разные годы на студии работали замечательные режиссеры, чьи картины вошли в Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства: Эйзенштейн, Довженко, Пырьев, Чухрай, Рязанов, Гайдай, Бондарчук, Тарковский, Кончаловский, Данелия, Шукшин, Шахназаров, Говорухин и другие режиссеры.
В 2000-е годы на студии прошла масштабная реконструкция и модернизация всех павильонов.
Музей киноконцерна Мосфильм
Первый зал куда попадают гости экскурсии это зал с ретроавтомобилями.
В музее собраны ретро автомобили и мотоциклы производства, охватывающий временной период от начала 20 века до середины 90-х годов 20 века (более 100 единиц).
Вся ретро техника находится в технически исправном состоянии и максимально соответствует историческому облику своего времени.
Когда начинаются съемки выбранный авто до места съемок осуществляется эвакуаторами автотранспортного цеха.
Packard 120 седан (1937), США
Советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год. ЗАЗ-965А «Запорожец». Автомобиль использовался при съемках следующих фильмов и сериалов:
1963 г. «Три плюс два»
2012 г. «Оттепель»
2019 г. «Одесский пароход»
Голубой Москви́ч-400 в центре на фото - советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве («ЗМА», впоследствии — «МЗМА») с декабря 1946 по 1954 год.
Автомобиль использовался при съемках следующих фильмов и сериалов:
1979 г. «Москва слезам не верит»
2013 г. «Кавказская пленница-2»
2014 г. «Людмила Гурченко»
2015 г. «Людмила Гурченко»
2017 г. «Лев Яшин», «Шифровальщицы»
2019 г. «Северный ветер», «Иммиграция», «Дорогие товарищи»
Автомобиль использовался при съемках следующих фильмов и сериалов:
2011 г. «Восстание Спартака», «Огни города»
2013 г. «Власик»,
2014 г. «Власик», «Шербурские зонтики»
2016 г. «Охота на дьявола», «Зорге»
2017 г. «Увидеть Сталина»
2019 г. «Иммиграция», «Волк»,
Автомобиль ГАЗ-21 «Волга», СССР (1956-1970)использовался при съемках следующих фильмов и сериалов:
1966 г. «Берегись автомобиля»
1968 г. «Бриллиантовая рука»
2012 г. «Оттепель», «Людмила»
2013 г. «Кураж», «Палач»
2014 г. «Конец прекрасной эпохи», «Маргарита Назарова»
2015 г. «Людмила Гурченко»
2016 г. «Лев Яшин»
“Кто заказывал такси на Дубровку?”
ЗИЛ-117Е (1971-1978)
В основном участвует в фильмах эпохи Брежнева.
2014 г. «Шербурские зонтики», «Джуна»
2016 г. «Криминальный блюз»
После войны в 1947 году на экране впервые появилась эмблема киностудии – скульптура «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля.
Киностудия заключила с ее автором специальный договор, в соответствии с которым Вера Мухина создала уменьшенный макет своей знаменитой работы и передала ее на «Мосфильм».
Макет, созданный В. Мухиной, в настоящее время можно видеть в экспозиции на 1-м этаже Главного корпуса «Мосфильма».
Ретро съемочная техника
Коллекция военного костюма
На киностудии есть отдельный павильон - Дом костюма и реквизита. Здесь разместилась огромная коллекция Киноконцерна - одежда различных исторических эпох – около 300 тысяч костюмов и предметов одежды, а также около 200 тысяч единиц самого разнообразного реквизита.
Экспозиция к фильму “Вий”
Витрина костюмов фильма “Анна Каренина”
Возможности Мосфильма позволяют изготавливать декорации любой сложности для установки их как в помещениях (в павильонах), так и на натурных площадках.
Декорация храмового помещения.
Они создаются из легкого материала - фанера, пластик и чаще изготавливают для одного фильма и после съемок разбираются и больше не используются.
Любой экспонат музея востребован в кино. И если он нужен на съемочной площадке, его забирают на время съемок.
Декорация к фильму “Яды или всемирная история отравления”
Голландский дворик
На вид тяжелые доспехи, и никто не поверит что они почти невесомые.
Натурная площадка «Старая Москва — Санкт- Петербург»
Павильоны на улице под открытым небом.
Улицы вымощены настоящей брусчаткой и булыжником.
Декорации позволяют воссоздать любой европейский город.
Декорации создаются из фанеры, пластика, гипсокартона.
Мещанские домики Замоскворечья
Улица для съемок фильмов, действия которых происходит в деревне.
А можете представить, что площадка превращалась и в каналы Венеции.
Меняются вывески и площадка превращается в провинциальный английский городок
Корона Российской империи из фильма " Приключения неуловимых мстителей".
Вместо бриллиантов использовали горный хрусталь.
А шлем Александра Македонского сделали из каски пожарного, дополнив ее атрибутами.
Главный корпус киностудии Мосфильм
Проходная Мосфильм со стороны Воробьевых гор
Попасть на Мосфильм можно только с экскурсией, на которой вы увидете лишь самую малую часть большой фабрики кино.
Экскурсия в составе сборной группы.
Если Вы хотите посетить киностудию, но у Вас нет возможности самостоятельно организовать группу, для Вас открыта запись в сборные группы. Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут. Стоимость 750 руб.