Сейчас окунемся во времена мавров, под господством и влиянием которых Испания находилась на протяжении нескольких веков. Во время своего могущества мавританцы решили создать на земле покорённой Гранады маленький рай – дворец-крепость Альгамбра.
На территории сегодняшней Альгамбры еще с IX века существовала крепость Алькасаба, которая подчинялась в то время Кордовскому халифату. Но в XIII столетии образовался Гранадский эмират и к власти в Гранаде пришла династия Назари, самая культурная арабская династия. За двести пятьдесят лет своего правления она начала и закончила строительство Альгамбры, создав целый комплекс из дворцов, башен, парков, фонтанов, беседок, двориков и каналов. И возвышаются теперь над Гранадой, красные башни Альгамбры. С арабского альгамбра переводится как «Красная».
“Когда христиане покорили царство (В XVI—XVII вв), Альгамбра осталась королевским владением – непостоянным обиталищем кастильских государей. Император Карл V начал было строить в стенах Альгамбры пышный дворец, но не довершил его из-за частых землетрясений. Напоследок Альгамбру почтили своим посещением король Филипп V и его прелестная супруга Елизавета Пармская в начале восемнадцатого столетия. Дворец и сады принялись обновлять, привезенные из Италии художники помогали оборудовать новые апартаменты. Королевская чета прогостила недолго, и после них дворец снова пришел в запустение. Постепенно здесь расселился пришлый и темный народ: контрабандисты, которым неподсудность Альгамбры была куда как на руку.” (Ирвинг Вашингтон «Альгамбра»)
Во времена, когда Гранада была в руках французов, в Альгамбре стоял войсковой гарнизон, и начальник его поселился во дворце. Просвещенный вкус, отличающий французскую нацию , спас этот великолепный памятник мавританской культуры от полнейшего упадка и разорения.
Со второй трети XIX в. Альгамбра стала привлекать европейских и американских романтиков — литераторов и художников; в частности, она произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга, путешествующего по Испании в 1829—1832 г. в Испании, и прожив три месяца в самой Альгамбре. а также на Джорджа Ноэла Гордона Байрона, Франсуа-Рене де Шатобриана, Виктора Гюго, Эдварда Бульвер-Литтона и другие. Свои впечатления Вашингтон Ирвинг собрал в сборнике романтических рассказов «Альгамбра» и «Сказки Аламбры».
Мировая общественность, деятели культуры, историки и учёные обращались к королю Испании с обращением спасти уникальный комплекс. Так после нескольких веков запустения, в XIX веке Альгамбра была “повторно открыта” европейскими учеными, и 1984 года года официально провозглашена частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А теперь открываем Альгамбру подходя по арочной зеленой аллеи
и заглядывая в арки, где всегда нас поджидают чудесный виды.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“500”] Церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра[/caption]
Перед нами дворец Карла V.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“500”] Дворец Карла V[/caption]
Сейчас здесь находится Музей изящных искусств Гранады и Музей Альгамбры, музей исламского искусства, где экспонируются археологические находки, сделанные в Альгамбре.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“500”] Круглый двор дворца Карла V[/caption]
Дворец Насридов состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара- здания для аудиенций и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, Дворца Львов — частных апартаментов.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“500”] Зал Мешуара[/caption]
Зал Мешуара, где собирается шура, то есть совет министров. Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами.
Некоторые из них изукрашены гербами мусульманских владык, с поперечной лентой и девизом. Эти глазурные плитки обеспечивают прохладу и чистоту.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“373”] Двор Мешуара (Patio del Mexuar) или двор Золотой комнаты[/caption]
Особенностью Альгамбры, как и других мавританских дворцов, является резьба по штукатурке, в которой арабские мастера высекли ажурный орнамент в виде бесконечно повторяющейся арабской узорной вязи.
Дворец Комарес (Palacio de Comares) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V.
И с_амое знаменитое место Альгамбры - ц_ентр композиции всего дворца, Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда .По длинным сторонам тянется постриженной изгородью из мирта (южное растение).
[caption id="" align=“aligncenter” width=“500”] Миртовый дворик[/caption]
По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами. По длинным сторонам дворика расположены богато украшенные входы в женские покои.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“373”] Фонтан[/caption]
Фонтан в форме ключа символизирует ключ от рая, который Аллах подарил Магомету.
Какой контраст виден между невзрачной наружностью дворца и просторном патио, или дворике, вымощенном белым мрамором, с легкой колоннадой по концам, и с одной стороны над нею изящная узорчатая галерея. На лепнине карнизов и всюду по стенам надписи: выпуклая арабская вязь, благочестивые девизы мусульманских государей, строителей Альгамбры, или хвалы их благородству и щедрости.
Золотая комната (Cuarto dorado). Была так названа за наборный резной деревянный потолок в стиле мудехар, При эмирах возможно в этой комнате сидели писцы и секретари, она была приемной.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“500”] Потолок Золотой комнаты[/caption]
Звездный узор напоминает южный ночной небосвод.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“373”] Зал послов[/caption]
Мавританский сводчатый проход вывел нас в знаменитый Львиный Дворик.
Эта часть строения полнее всего напоминает о былой красе, т.к. наименее пострадала от времени. В центре двора воспетый и прославленный фонтан, двенадцать львов поддерживают на спинах двенадцатигранную чашу.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“373”] Львиный дворик[/caption]
По четырем сторонам дворика стоят легкие арабские аркады, ажурная филигрань поверх беломраморных колонн, которую можно сравнить с окаменевшим кружевом.
Дворец Львов (Palacio de los Leones) это частные покои эмира. Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти
Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes) служил вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн.
Вдоль потолка украшен богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.
Зал Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas) это покои султанши. Название дают две большие мраморные плиты пола, разделенным фонтаном. А пик красоты - восьмигранный купол.
Проходы между дворцами разделены патио или зелеными двориками, где наслаждались прохладой и природой. В этом дворике растут столетние кипарисы -Двор Решетки (Patio de la Reja), или Кипарисовый (Patio de los Cipreses).
Важнейшую роль в Альгамбре играет вода, потому что для мавров- жителей засушливых пустынь это представление о рае, ведь в Коране подробнейше описан рай - это пышный сад, изобилующий чистыми водными потоками, вода создает приятную прохладу и услаждает слух нежным журчанием. Поэтому был построен 18-километровый канал от реки Дарро к Альгамбре.
[caption id="" align=“aligncenter” width=“500”] Парталь или двор Смоковницы[/caption]
Медина- место, где находилась жилая зона Альгамбры: особняки, более простые дома, базары, бани и мечеть.
Бывшая территория ремесленного квартала- здесь видны фундаменты домов и мастерских.
Описать красоту и великолепие трудно, лучше увидеть, но из-за большого потока желающих билеты надо заказать за ранее или с организованной экскурсией. Архитектура здесь словно рассказывает историю из сказки «Тысяча и одна ночь».
“Нет в этой жизни ничего печальнее , чем быть слепым в Гранаде…”- эти слова были сказаны Франсиско де Икаса, популярным мексиканским поэтом, когда тот посетил Гранаду. И это так.
Что рядом? Сады Хенералифе Гранада По Испании