Усадьба «Люблино» Н.А. Дурасова

Усадьба  «Люблино» Н.А. Дурасова

Московские усадьбы придают городу особую привлекательность.

Одним из таких исторических мест на территории современной Москвы является Люблино - усадьба и дворец Н.А. Дурасова.

Время расцвета русских, в том числе подмосковных усадеб относится к концу XVIII – первой половине XIX столетия, когда особое значение придавали их архитектуре и ландшафтному устройству. Около 1800 г. сельцо Люблино приобрел Николай Алексеевич Дурасов (1770–1818) – богатый помещик, отставной армейский бригадир. Свое огромное состояние Николай Алексеевич получил от матери Аграфены Ивановны Мясниковой – наследницы уральских заводчиков Твердышевых–Мясниковых, владевших 11 металлургическими заводами и многочисленными селениями в разных губерниях. Усадьба Люблино задумывалась как модная по тому времени подмосковная увеселительная усадьба. Ее проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801–1806 гг. известные московские архитекторы Р.Р. Казаков и И.В. Еготов . Подход к усадьбе пролегает по въездной аллеи, где в один ряд выстроились театр, пансион для дворянских детей, оранжерея, театральная школа и в глубине участка – конный двор.

Несколько в стороне от остальных стоит на высоком холме, над прудом, в окружении живописного парка господский дом – дворец. Необычна форма дворца – трехэтажное купольное центрическое здание павильонного тип, сочетание в плане равноконечного креста и круга. Синтез этих фигур символизирует полноту бытия: четырехконечный крест воплощает идею земного совершенства, а круг – совершенства небесного. Зодчие объединили все четыре крыла дворца колоннадами открытых галерей, включив их в круговую парадную анфиладу. Круговая колоннада зачастую символизировала античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству – Аполлону, скульптура которого венчала его купол. В 1904г. во время сильного урагана она была сильно повреждена. После восстановительных работ на куполе дворца воздвигли новую статую – Геркуланянки – в античной одежде. Центральный круглый зал дворца в розовой сияющей гамме соответствуют теме утра. Своеобразным источником сияния является фигура богини красоты и любви Венеры (Афродиты), изображенной на плафоне зала «Туалет Венеры». Амуры – предвестники рассвета – разгоняют ночную тьму. Солнечные блики словно отражаются в рисунке паркета, выполненном в виде античного орнамента «меандр», символизирующего движение солнца. Изысканным украшением зала служит модный в то время бутафорский прием – имитация объемных барельефов.

В соответствии с символикой назначения залов дворца Мраморный бальный зал обозначал день. Сейчас здесь выставка свадебных платьев Васильева.

Все в убранстве зала напоминает о радостях солнечного дня, танцах, музыке, поэзии и любви. На плафоне изображен «Пир Вакха на острове Наксос». Здесь роскошный праздник Вакха (Диониса) со свитой, по случаю его женитьбы на критской царевне Ариадне. В северо-западном крыле первого этажа располагается Колонный зал, или Розовая гостиная. Благодаря своему расположению, розовато-серебристым тонам стен и колонн, зал соответствует вечерней символике. В одном из залов первого этажа дворца представлен собирательный образ ушедшей российской эпохи первой половины XIX столетия. Помимо фамильных портретов в интерьерах дворянских домов обязательно вывешивали портреты царственных особ - здесь портреты императора Павла I и императрицы Марии Федоровны (императрица нанесла визит в усадьбу Люблино в мае 1818 г.). Н.А. Дурасов весело обживал новую подмосковную усадьбу по моде того времени. В залах дворца, театре и тенистом парке щедрый хозяин летом устраивал роскошные обеды, празднества, спектакли и балы. В холодное время года он приглашал гостей в великолепную оранжерею.

На втором этаже посетители оказываются в «голубом» зале, где расположена экспозиция, в которой раскрывается мир усадьбы второй половины XIX столетия. В отдельных витринах выставлены уникальные золоченые каминные часы.

Пожар 1812 года затронул большинство подмосковных дворянских усадеб. Но при отступлении осенью 1812 г. наполеоновские войска не разорили усадьбу. Современники объясняли это тем, что запасенная хозяином провизиия понравилась французам. Поскольку люблинский дворец и усадьба не были разрушены войной, хозяин достаточно быстро возобновил свои замечательные приемы и театральные спектакли. Молва об этом долетела до северной столицы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна почтила своим вниманием Люблино 23 мая 1818 г. Н.А. Дурасов с воодушевлением организовал торжественный прием в честь высочайшей гостьи. Императрица была восхищена дворцом, театром, выступлением артистов, а также великолепной оранжереей. После смерти Н.А. Дурасова, не имевшего прямых наследников (не был женат), усадьба перешла к его родной сестре Аграфене Алексеевне. Затем усадьбой владела ее дочь – Агриппина Михайловна.

Имение несколько раз перепродавалось, находящиеся в дальних частях парка «службы» и садовые павильоны использовались как дачи. Дачная жизнь расцвела во второй половине XIX в., дачи снимали чиновники средней руки, гимназические учителя, университетские профессора, врачи. Летом 1866 г. на одной из дач (в бывшем пансионе для дворянских детей), жил Ф.М.Достоевский. Сразу после Октябрьской революции 1917 г. в главном доме-дворце была устроена школа, которую сменил клуб железнодорожников. Затем залы дворца занимали художественные мастерские, конторы и общежитие НКВД. В 1999–2004 гг. во дворце провели реставрационные работы, что способствовало сохранению первоначального вида здания. Первоначальный вид обрели три уникальных парадных зала. Сегодня посетители могут увидеть дворец таким, каким он был 200 лет назад - дом-дворец Н.А.Дурасова стал музеем.

Как проехать? Москва, ул. Летняя, д.1 ст. м. «Волжская»

Усадьба Измайлово

Экскурсии по Москве

comments powered by Disqus